Ух, наконец-то добил
"Чужака в стране чужой". Даже не знаю, что писать. Наверное не все я там отгрокал. Как я понял, Хайнлайн нам показал своего рода второе пришествие, но на этот раз бог сделал и научил всех остальных быть богами. Советские времена я совсем уже не помню, поэтому такого стойкого неприятия к утопиям у меня нет, как у того же Лайта или лисы. Тем не менее в "церкви" Майкла я постоянно пытался найти изъяны. Хоть бы одного показали отступника, который отказался (уже после полного посвящения, а не как тот журналист) не из-за моральных (в данном случае, сексуальных) проблем, а скажем из-за философских или лучше - рациональных соображений. Впрочем, спорить по этому вопросу не буду. Не удивлюсь, что я сам бы был в первых рядах учения человека с Марса.
Отдельным вопросом наверное стоит отметить сексуальную революцию. Мне кажется, что и сейчас этот вопрос непростой, раз Хайнлайн прошелся полностью по всей христианской морали (странно, что Лайт не цитировал его в споре с Фунтиком), в том числе и по институту половых партнеров и браку. Для 1961 года роман определенно был бомбой, недаром книжка была настольной у хиппи
И это притом, что сам писатель вырос в пуританской семье...хм, что-то я отошел от темы. Конечно подобное можно было показать только в сай-фае - как никак, те же венерические заболевания от постоянных оргий легко лечились из-за сверхспособностей, о которых я отпишусь чуть позже. А еще забавно, что гомосексуализм сначала в романе воспринимался у героя романа как "неправильность", а потом вроде как в оргиях у них была и сборная солянка. Как же все изменилось за каких-то 50 лет.
А еще мне не понравилась концовка. Точнее не столько не понравилась, сколько ожидал я чего-то значительного, чтоб крышу снесли и все-такое. Вместо этого мне показалось, что Хайнлайн сам не знал как закончить книгу, ибо про развитие церкви Майкла можно было написать несколько томов. И еще меня не устроял факт отсутствия какой-либо серьезной угрозы. Главные герои под конец стали богами, их сверхспособности позволяли им быть бессмертными и ни о чем не беспокоиться. Естественно, на Марсе обитали Старики, способные взорвать целую планету, но и Майкл-то натренировал достаточное количество людей, которые могли проделать тоже самое. Спустя столетия - уж точно. Поэтому под конец не ощущалась интрига, ибо взять хотя бы Дюну Герберта - ведь там тоже были люди (орден Бене Гессерит), способные полностью управлять своим телом, тем не менее существовало множество других факторов, которые могли свеcти эти способности к нулю.
Хотя вышесказанное не обязательно воспринимать как негативную критику. Если на "Чужака в стране чужих" смотреть не как на художественный роман, а как на философско-религиозный трактат, то тогда проблем никаких нет. Видимо я просто привык к более ранним работам Хайнлайна. К слову, купил себе еще его "Число зверя" и "Кот, проходящий сквозь стены", которые, как я слышал, написаны в том же духе, т.ч. можно будет потом заценить. А теперь же на очереди второй том Билла - героя галактики. Если я снова начну отпускать пошлые и неприличные комментарии в сторону прекрасной половины форума, то не обращайте внимания. Это я просто очень впечатлительный