Давно я не писала на ФФ, думаю просмотр Рейзора послужил отличным поводом, чтобы вспомнить былое, как в отношении сюжета, стиля и предмета повествования в БСГ, так и касательно почти забытых уже разборов полетов).
Просто сказать, что фильм понравился - означало бы даже не приблизиться к выражению той палитры чувств, которые он на самом деле вызвал.
Времена, когда кино (как впрочем и литература) существовало не просто с целью максимально разнообразно развлекать, не напрягая, но вызывать в зрителе внутренний позыв задаваться тяжелыми вопросами - практически канули в небытие, однако БСГ в целом всегда был одним из самых громких отголосков тех времен, детищем нового века с сильными основательно уходящими в плодородную почву корнями. Возможно это одна из причин, по которой этот сериал многим кажется затянутым или скучным: новое поколение опасно близко к грани того, чтобы разучиться глубоко и широко мыслить, пополнять информационный и чувственный багаж не просто путем нажатия клавиш и поиска в гугле (когда все, кажется, преподносится в готовом виде на блюдечке), а посредством анализа и творческого приложения своих способностей. Но не будем отклоняться от темы.
Рейзор с одной стороны, представлет собой независимое произведение, с другой - является логическим продолжением как минимум двух известных нам временных линий в сериале, клеткой целого организма. Первая - линия "настоящего" (в рамках самогО фильма) - временной отрезок между 2х17ой и 2х19ой сериями - когда новым Командером Пегаса был назначен Ли Адама, и Колониальный Флот еще не подозревал о существовании планеты, которой впоследствии было дано полное надежды и тоски по дому название Нью-Каприка. Вторая, весьма значительная временная линия отдана истории выживания Пегаса под командованием Адмирала Кейн - сразу же после атак Сайлонов на родные миры. И, наконец, третий, самый лаконичный временной промежуток, уходящий еще глубже в прошлое - канун окончания Первой Войны с Сайлонами, фрагменты жизни молодого пилота Билли Адамы и двенадцатилетней Кейн.
Первые две сюжетные арки мастерски увязываются сторонним взглядом нового персонажа, некоей Кендры Шоу, девушки, которая по воле удачного случая была переведена на второй из известных нам крейсеров-счасливчиков и назначена на должность помощника командира корабля в звании лейтенанта. Примечателен тот факт, что зритель не знает Кендру, но она центральный персонаж, что дает возможность взглянуть по-новому на уже известных нам действующих лиц чужими глазами. Мур встряхивает зрителя подобным образом, напоминает, как может замутниться глаз, если проводить в обществе полибившихся персонажей слишком много времени и оперировать их ценностными механизмами, дает возможность посмотреть извне на Кейн, Адаму, Кару, Ли - таким образом, центральная точка смещена, сам фокус, а вместе с ним и система восприятия и критерии оценки поступков.
Рейзор - фильм довольно тяжелый психологически, но более того - это фильм трудный. От слова "труд". В том смысле, что он заставляет трудиться умственно и душевно, поднимая много двойственных по природе своей проблем, таких, как проблемы командования, руководства людьми, выбора, ответственности, проблему доверия на уровне личном, профессиональном и дружеском, а так же вопрос субъективности исторических оценок, вопрос совести и другие. Изначально авторы ставят задачу рассказать не *что произошло* (потому что, например, голые факты из истории Пегги мы знали еще с середины второго сезона - можно сказать ничего нового с точки зрения "что произошло" мы не узнали), а *как произошло*, при каких обстоятельствах и как себя вели те или иные персы. Так что тем, кому это ни жарко, ни холодно предлагается сразу сойти с корабля).
С первых кадров заявлена, пожалуй, одна из основных "мелодий" композиции. Лезвие ножа изящно скользит по коже, а закадровый голос Кендры фоновым сопровожением утверждает, что "человеку не дано переиграть свою жизнь по новым нотам и исправить положение, сделать во второй раз верный выбор, если ошибся в первый". Зрителю же предоставляется возможность согласиться сразу или нет, а затем пуститься в путь доказательства (или опровержения?) теоремы. Через несколько минут мы слышим речь Ли, вступающего в командование Пегасом, слова, почти вторящие словам Кендры, однако расставляющие несколько иные акценты "мы не всегда можем выбирать обстоятельства, в которых живем и принимаем решения, но мы можем выбрать как именно будем справляться с ними". Вот они, озвученные проблемы командования и выбора, рука об руку. Помните первый сезон? А мини? Тай, спустивший в космос 80 человек из команды Тирола дабы предотвратить воспламенение всего корабля. Ли, взрывающий вместе с Карой предположительную угрозу флоту - Олимпик Кэриер с более чем 1300 людей на борту. Слова Адамы о том, что "человек принимает ответственность за последствия своих поступков и живет с ними каждый день" (кстати, к этому вернемся позднее). Да весь сериал пронизан темой руководства и выбора... просто в Рейзоре призма, через которую смотрит зритель, высвечивает новые грани алмаза, и механизм созданный Муром заставляет работать всё ранее виденное в 1-2-3 сезонах на этот новый ракурс.
К середине Рейзора я уже склонна согласиться с Кендрой по поводу отсутствия второго шанса, наблюдая как из сырого богатого материала, она превращается в «наследие» Кейн в полном смысле слова. Инцидент с расстрелом гражданских на Сцилле открывает нам, почему девушка пришла к суровому выводу о невозможности исправить содеянное. Действительно, второго шанса у нее не представилось. Она погибла с ношей расстрела на плечах. Однако в отличие от самой Кейн, Кендра чудом сохранила остатки человека в себе – эти остатки в общем-то и напоминали о себе знать в нескончаемых угрызениях совести, через которые Кендра прошла до самого последнего мгновения. Почему же она думала, что второго шанса не дано? Потому что как бы там ни было, она однажды пересекла черту, за которой происходит потеря человечности со скоростью возрастающей в геометрической прогрессии. Обратно отмотать пленку в таком случае невозможно, можно только попытаться «законсервировать» себя после этого, Кендра это ощущала всем нутром и посему, единственное, что она видела исходом для себя – это работать на пределе возможностей и внутренне просить прощения. Но о Кендре я скажу больше позднее (если хватит запала )) ). Она оказалось чрезвычайно интересным персонажем.
Одновременно мы лицезреем Хелену Кейн. Она предстает жестким лидером, явно трудоголиком, большая часть жизни которого заключена в интенсивной работе. Война меняет ее, и не в лучшую сторону. Она еще больше затемняет тени, добавляет в них густой краски, если так можно выразиться. И я могу понять разницу между исходными позициями Галактики и Пегаса в наличии/отсутствии гражданского пятидесятитысячного флота, и решение вести партизанскую войну, а не бежать тоже. При всей жесткости и авторитарности Кейн, ее решения были логичны и можно даже сказать оптимальны поначалу, а ее поведение не вызывало у меня внутренних моральных противоречий. Ровно до тех пор, пока она не застрелила своего старпома. И дело тут не только в самом факте хладнокровного убийства довольно близкого человека, а еще в том, что несколькими днями ранее она говорила всему своему высшему составу командования, что никогда не пожертвовала бы лишними жизнями и ресурсами в порыве жажды мести. То есть Кейн лжет, затем нарушает «обещание», и.. помимо всего прочего как лидер ведет себя в той ситуации абсолютно некомпетентно. Старпом единственный осмеливается возразить, когда она хочет вывести все эскадры как пушечное мясо под прицел превосходящего в разы по численности флота сайлонов. И он пытается аргументировать свою позицию. Вспоминая слова Адамы в конце фильма, можно сказать, что ее старпом играет роль того самого маяка, человека, который как правая рука морально корректирует и направляет руководителя. У Адамы по его словам таким человеком был Тай, а так же Розлин и Ли. Эти люди своего рода олицетворение многоликой совести Билла. Совестью Кейн был только один человек - ее старпом. То есть она фактически застрелила свою Совесть, после чего мы наблюдали эскалацию безумия с полной потерей тормозов где-то на полпути. Поэтому как бы мне ни нравился ее монолог о том, что «в экстренных ситуациях мы все должны быть в состоянии стать острым лезвием, иначе потом не будем иметь возможности позволить себе роскошь снова стать обычными людьми» - я не могу согласиться, когда речь идет о самой Кейн. Эта великолепная лидерская позиция касается кого угодно, только не ее после того, как она окончательно и бесповоротно пересекла невидимую черту. Потому что Кейн-то как раз и не смогла бы стать нормальным человеком, доживи она до мирного времени. Нет. Не верю. Злая ирония именно в том, что посланник уродует стройное состоятельное в принципе сообщение тем только, что открывает рот и произносит его (именно он). Как курильщик на последней стадии рака легких, который учит других тому, что курение опасно для здоровья, сам продолжая при этом дымить по 25 штук в день.
Тут можно было бы возразить, что Кейн своими действиями как бы принесла себя в жертву, убив в себе человечность, чтобы остальные могли пройти по тропе после нее, но это обманчивый контраргумент, на мой взгляд. Потому что все ее поступки с того момента выстрела были пропитаны не жертвенностью и исходили вовсе не из сознания блага для собственной команды, а из чистого эгоизма, жажды отомстить любой ценой. Достаточно посмотреть, как она говорила по телефону с Фиском, когда тот позвонил доложить о проблеме на Сцилле, неподчинявшихся семьях. Адмирал словно в полузабытьи слушает Фиска, пристально глядя при этом на изнасилованную, избитую до полусмерти Джину. Мишель Форбс удивительно играет, конечно. Глаза у Кейн в этот момент как стекло… и в то же время на дне отражается океан ненависти, глубоко личное предательство – затем она полуавтоматически отвечает в трубку что-то вроде: «Просто сделайте дело, полковник».
То есть, будучи Адмиралом Пегаса, ответственным за жизни сотен и тысяч, Кейн позволяет личным чувствам, гневу, желчи, жажде мести и ненависти – возглавить список собственных главнейших мотивов, проецирует предательство Джины на свое руководство на глобальном уровне.
Конечно в первую очередь Кейн противопоставляется ответственный лидер Адама, который в отличие от нее всегда воспринимал свою команду как большую семью и по большому счету не путал высшие приоритеты с второстепенными, а главное всегда старался держать совесть ближе к рубашке. Адама, для которого принцип «цель оправдывает средства», когда средства – это вымирающие люди и стремительно уменьшающиеся в количестве корабли и другие ресурсы – категорически неприемлем.
В то же время любопытно сопоставление с Розлин. Сразу напрашивается тема суда над Балтаром – ее, как и Кейн, тоже ослепляет в данном случае ненависть и жажда «воздать по заслугам» предателю, врагу народа и она на грани дозволения этим личным чувствам сыграть с ней злую шутку. Однако не будем путать, как бы далеко Розлин не зашла с Балтаром, она всегда ставила выживание человечества на пьедестал в ключевых вопросах.
И наконец, Кейн и Ли. А так же трио Кары, Кендры и Ли. Об этом, надеюсь, во продолжении моего нескончаемого словоблудия, в очередной раз вызванного просмотром БСГ – если оно состоится)
.