Я бы ещё долго-долго не писала этот отзыв на "Я выбрал", потому что... мне
неимоверно нравится эта повесть. Бывают дни, когда я перечитываю её по два-три раза и всё не могу начитаться. Вот в юности (лет в 14-16) мне бывало так же хорошо, когда я глотала книгу за книгой и всё свободное время жила в выдуманных мирах, а иногда поднимала глаза от строчки: "
Они так заработались, что не заметили, как пришла весна," – и в тихой панике понимала, что – блин! – а действительно, совсем не зима. На дворе апрель, а я пропустила этот момент, я упустила четыре месяца, потому что была в замках Жорж Санд, в самолёте и лабораториях Даниила Гранина и.т.д. И мне было неимоверно классно от этого жуткого ирреального ощущения.
Постараюсь быть покороче, что для меня непросто. (Фаргейтовский форум – не дневник в дайри). Твоя повесть из такой категории произведений (кино, литература, сценическая вещь), о которой хочется говорить только исключительно добрые и тёплые слова. Даже не хочется, оно само собой вот так получается. Я на второй же день завела для "Я выбрал" чудесную красивую папочку-файл. Несмотря на то, что это был редкий случай чтения – я не могла три ночи подряд оторваться от монитора, хотя ненавижу читать с экрана. Теперь мне дико хочется читать её как любую книгу, возить везде с собой и открывать всюду, при первой же возможности и потребности. Не хочу и побаиваюсь именно про "Я выбрал" говорить какие бы то ни было комплименты, потому что она просто прыгнула в сердце как котёнок или лучик света и теперь живёт в нём. И я холю и лелею её в душе и памяти. Я считаю её подарком, теперь она почему-то вся от первой буквы до последней точки стала моей.
Сначала меня чуть ошеломил объём и я эдак брюзгливо подумала: тоже мне, романист! Я не думала даже, что можно настолько быть "в теме" и единой эмоции на протяжении этого объёма вот так почти безупречно, как написана повесть "Я выбрал". Многое читается на едином дыхании, потому что образы - Дин, Сэм, Джон, Люк и.т.д. – все они ненарушимы от начала до коды. Всё тихо и неспешно льётся как река. Выдержана в единой стилистике их индивидуальная речь, неизменнен каждый способ персонажей действовать, вспоминать или чувствовать – это всегда имхо дорогого стоит. Я давно не читала вещей, которые вот так же были бы обжигающе живыми, но при этом гармоничными, безнадрывными при несомненной ангстовости и такими облегчённо-естественными, очень простыми.
Я только начинала читать, и сердце уже замирало от точных и каноничных реплик Дина: "
Очухался, парень? Теперь поговорим?" И не меньше - от плохо сдерживаемой ярости и сжигающего его бедную душу гнева маленького Сэма. Твои братья именно такие, какими их делает Крипке и Мэннерс. Да, ситуация повести аушная, но в твоей АУ всё привычно и по-домашнему уютно. Из подобных АУ не хочется вылезать, им не нужен страшный зверь обоснуй, они уже часть моей души. Лично мне даже хочется быть там, в этой прайдовской нечеловеческой реальности и, дальше, в обычном быту охотников. Всё потрогать, лично пощупать, своими ушами послушать эти ночные задушевные "моменты истины" - беседы мальчишек и своевременно "дать по мозгам" Джону, который от безнадёжности, чувства вины и дикого одиночества, ни на секунду не усомнившись, поверил наваждению демона. Мир Крипке для меня достаточен в виде картинки, а твоя АУ просто тянет как магнит.
Словесная вербализация плюсов твоего фика ничего не даёт и, по сути, она невозможна. Я помню мгновенное ощущение: "
Ой, мама, да я просто по уши влюблена в эту вещь, вот в этих Дина и Сэма!" На третьей странице что-то тихо щекотало в груди как предчувствие и не давало лечь и уснуть: "
Чёррт, это уже такая прелесть и так восхитительно, что же меня ждёт дальше-то?" Кто не читал – поверьте уж маньяку чтения со стажем на слово: дальше всё идёт лучше, лучше и даже пойдёт ещё лучше.
Замечательно то, что персонажи по-своему сложны, но не многомерны. Они очень просты психологически, и каждый несёт какую-то свою идею, своё конкретное жизненное кредо. Особенно харизматичен Дин, такого старшего брата почему-то никогда не выписывают фикрайтеры, и напрасно. Безупречно положительного, цельного, героического, могущего быть опорой, константой и центром семьи. Дина как безусловного кумира и авторитета для Сэма. Дина как сына и напарника для Джона в абсолютно равных степенях. На экране такой а-ля "сказочный Иван-царевич" вызовет лишь зевоту и саркастическую усмешку, но моя душа "дин-гёрл" жаждет именно такого персонажа. Старшего брата-рыцаря на белом коне, легко побеждающего всех драконов мира обыденного и мира сверхъестественного.
Я уже говорила, что даже изначально таяла и тихо обмирала, читая все диновские фразы:
" Сэмми, прости. Прости-прости-прости-прости... прости меня, пожалуйста, я так долго тебя искал...", "
Парень, ты знаешь, куда можешь ее себе засунуть?" и.т.д. К середине (а уж к финалу - тем более) стало ясно, что каждый диалог и реплика прописаны на пять баллов.
Просто ничего не отнять, не прибавить. Подкоркой чувствуешь те интонации и эмоции, с которой все слова произносятся любыми персонажами, даже если нет намёка на подобное описание – в голове сразу же возникают ясные мизансцены, что делает все диалогические фрагменты "сценарными", очень кинематографичными и зримыми.
После первого чтения мне хотелось встать в позу и спросить: "
Что, дескать, за ворнинги-намёки насчёт сцен насилия, кинков и.т.д.? Для какого это читателя?" И я ошибалась. Это эмоциональная волна очарования поначалу скрыла от меня некоторые нюансы реальности пыток и системы наказаний Прайда. Перечитывая повесть я начала ошарашенно зависать и глотать слёзы над, действительно, достаточно недетскими по рейтингу сценами. Если даже даётся однословный намёк, после которого следует "затемнение"-многоточие, два-три последующих фрагмента воссоздадут фактически полную незабываемую картинку. И теперь уже первые строки рождают в душе ощущение полуобморока и озноба. И столб с незафиксированными наручниками, и "пляшущее серебро", и стол в бараке Сэма. И видно, что за несколькими штрихами есть доскональное изучение автором (тобой) того хоррора, через который Азазель проводит в Прайде своих "молочных" отпрысков и жертву - Дина. А если "
молится клирос, то молится и весь храм". Если знаешь свою историю до мелочей ты – её таинственным образом узнаю и я. (При условии, конечно, что написано хорошо
).
Единственное место у меня (
лично, субъективно у меня) вызывает ощущение излишества, некоторой необязательности в тексте. Это история о вампирах. Во первых, дело к финалу. Позади точка золотого сечения. Глаз слегка "замылен" и – вдруг – появляется самостоятельная история, сюжет, якобы никак не связанный с предыдущим повествованием. Это проблемы меня-читателя, но задумываться именно в этом месте над этим сюжетом, пардон, просто лень. Во-вторых. Вот это, возможно, личное. Мой мозг делает совсем не нужный кульбит. Моментально во всех нюансах и красках вспоминается серия из второго сезона, где Джон и сыновья уничтожают стаю вампиров. Просто сходу возникает сильно диссонирующий с типами и возрастом юных литературных Дина и Сэма именно сериальный видеоряд от Крипке, где Дину эдак под тридцать, ну, и Сэму столько же лет. И невольно появляется яркое воспоминание о небритом, тихо ржущем, одержимом конкретными проблемами и смертью друга Джоне, о другом уровне его конфликта с Сэмом. О другой пропаже кольта. Ну, и собачатся-то в серии с вампирами два мощных взрослых мужика, знающие болевые точки и всю подноготную друг друга, и им совсем не нужны реплики Дина: "
Вам зеркало принести?" Это вовсе не тинейджер Сэмми и боящийся его возможного демонизма Джон.
Хотя, возможно, что это только у меня низкая степень умения абстрагироваться от видео ряда, увиденного до прочтения. У тех, кто не видел или не впитал этот киноэпизод, будет уже иное мнение.
Ну, что же, завершаю своё… кхм… "
покороче".
Последний плюс, который не могу не отметить, пока меня кто-нибудь не опередил – это реалистичность фабулы. Уникальность темы для русского фандома СПН очевидна. Никто ещё не строил версий: а что было бы, собери ЖГД детей, подобных Сэму, в своё гетто. Но я уверена, что 999 из тысячи начали бы с упоением писать фэнтези-навороты, линчевский мистический триллер и.т.д. Да я бы первая и начала. А ты пошла неожиданным путём, и он-то привёл к этому успеху. В Прайде нет ничего мистического. Это как "Сталкер" Тарковского или очень мной любимая детская ужасонка "Через тернии к звёздам" – всё самое страшное есть в человеке и на Земле. Демону достаточно дать лёгкий толчок – и он может довольно отдыхать. Нелюди начнут размножаться. Но. Достаточно появиться единственной палке в колесе, тому, кто останется человеком в любых обстоятельствах (в данном случае – Дину) и адская машина разрушится. От одного серьёзного брезгливого взгляда, который просто похож на бескомпромиссную " тёрку". От ёрничества Дина и безропотного принятия этим юношей-охотником любого жизненного креста, даже если он даётся Азазелем:
- Парень... – послышался негромкий, очень усталый голос, и Сэм обернулся. Пленный все-таки открыл глаза – зрачки почему-то расширенные – и смотрел в серый потолок, - Парень... тебе самому-то это нравится?…
- Мне не должно это нравиться, - надменно выпрямился Сэм, на автомате восстанавливая дистанцию, - Мое дело – выполнить приказ. И все. Ясно?
- Правда? – потемневшие глаза смотрели в упор, - Так в чем дело, парень? Смотайся на склад или куда там... приволоки новые батареи и веселимся дальше!
Или же:
"…Или этот придурок даже перед казнью будет так себя вести? Юноша невольно представил себе это зрелище – охотника приковывают к столбу, а он тыкает босой ногой в дрова и заявляет Наставнику что-нибудь типа «Эй, парень, принеси нормальные дровишки, а не эти кривые обрубки». И лицо Наставника представил... Сэм молча нашлепнул бинт на вторую руку и придвинул еще пару полосок - дальше пусть лечится сам…"Итак, заканчиваю. Подобные повести имхо надо не просто выставлять, а настойчиво рекламировать и рекомендовать к прочтению. И не только потому что это хорошо написанное художественное произведение. А ещё и потому, что вот такими фиками, рассказами, повестями и.т.д. излечивается и совершенствуется душа читателя. А это - всегда самого дорогого стоит.
Беллена, Трулляляня, весь Фаргейт и, конечно, Пуша, благодаря которой я влипла в АУ "Я выбрал" и Джесс, которая стала последней каплей - огромное спасибо всем!