Интересная статья появилась на GateWorlde. Как раз к вопросу о Рейфах.
Мертвы ли Рейфы?Кто такие Рейфы? Ответ Атлантиса на вопрос, откуда в фольклоре появились вампиры? По тому, как в шоу был показан этот враг, такая возможность существует. И все же нет сомнения, что авторы были вдохновлены фигурами вампиров, с одной только разницей: Рейфы не мертвы.
Так как информацию о вампирах можно найти в различных источниках (от электронных до печатных), то данная статья служит лишь для того, чтобы провести краткий экскурс в историю этих ночных созданий до того, как они попали в контекст телешоу.
Первые рассказы о вампирах относятся к временам древней Месопотамии, каждая новая цивилизация пересматривала отношение к ним в рамках своей культуры, в основном касаясь их происхождения. Вообще-то, по Талмуде считается, что первым вампиром была Лилит. Эта гипотеза очень любопытна. Древние вампиры были пугливые, мертвые и жалкие; они выходили только по ночам. Устный фольклор идеально это отразил.
Современная интерпретация основывается на истории Брема Стокера, который показывает вампира Викторианской эпохи не просто как метафору вечности, но и как исключительно сексуальной существо. Можно, конечно, говорить, что эта эпоха была чопорной и сухой, требовалось вливание свежих сил, чтобы двигать общество вперед. До этого публичное ухаживание за женщиной было не принято, поэтому вампир стал романтической фигурой. Документально подтверждено, что автор взял за основу румынскую легенду о Владе Цепеше при создании своего Дракулы.
Перейдем к двадцатому столетию. Все началось с экспериментального немецкого фильма «Носферату». Студия Юниверсал вывела на экраны всех классических монстров из легенд за время Золотого Века Кино - вампира, голема (монстр Франкенштейна) и ликантропа (оборотень). Каждая из этих фигур до некоторой степени была показана в научной фантастике. Эту «большую тройку» преследует «Ван Хельсинг» Стивена Сомнерса, всемирно известный охотник за вампирами. Кино кое-что добавило к легенде и, несомненно, сделало вампира самым популярным из этих трех характеров.
Голливуд не только поместил вампира в 20 век (например, «Дракула - 2000»), но и наделил его огромным влиянием. Он существует от Лестата Энн Райс (особенно после «Королевы Проклятых») до ролевой игры компании Белый Волк «Вампиры: Маскарад». И это только основные моменты все увеличивающейся привлекательности это создания тьмы. Последнее даже вышло в качестве короткого сериала.
Но надо отметить, что более известна программа «Тени Тьмы», которая много лет выходила как мыльная опера о сверхъестественном. Это шоу тоже делает попутку возродиться. Важно отметить и расцвет субкультуры: есть люди, относящие себя к готической субкультуре, он стилизуют себя под вампиров.
Удивляет ли то, что создатели «Звездных Врат» вводят в жизнь неких кровососущих существ? Нет. Дэн Дэвлин, режиссер полнометражного фильма, заявил, что он хотел соединить всех легендарных существ в своей версии вселенной Звездных Врат, первоначально задуманной как трилогия. Вместо этого аудитория получает видение сериала Брэдом Райтом, которое не очень отличается от видения Дэвлина.
Учитывая то, что в сериале показали отступление Древних на Землю после осады Атлантиса, можно предположить, что эти выжившие распространяют легенду об Атлантиде и ее врагах - Рейфах, когда путешествуют по планете. С течение времени эти истории изменились.
Премьерные серии «Атлантиса» показывают Рейфов, появляющихся главным образом по ночам, спящих в кабинах, похожих на гробы, умеющих создавать иллюзорных фантомов и бледных как смерть. Это описание вполне соответствует классическим описаниям вампиров. Кроме того, если вы сравните традиционное описание вампирского образа жизни и их слабостей, то Рейфы и здесь очень походят на легендарных ночных существ. Их жилище (корабль-улей) глубоко в лесу, они нападают на людей из ближайшей деревни. Одна только разница - Рейфы могут жить и при дневном свете по желанию.
Еще одно замечание: вампиры, как мы знаем, кусают и сосут кровь, а Рейфы - касаются и иссушают жизнь. Идея та же самая: оба вида ищут жизнь, чтобы прокормиться. Изучая этот вопрос глубже, можно отметить, что вампиры кусают в шею - или область сердца. Так что атака груди Самнера Королевой Рейфов не вызывает удивления.
Они едят, потому что «кровь есть жизнь». Это утверждает и Библия, и «Дракула» Брема Стокера. Кровь - символическое представление жизненной силы, которую жаждут и вампиры и Рейфы. В «Дракуле» герой Ренфилд описывает потребность живых существ в пище и ведет жуткий отсчет смертей в этой цепочке. В «Пробуждении. Часть 2» есть момент, когда Хранительница Рейфов объясняет, что планета Атос - их пищевые угодья:
- Все живые существа должны есть. В этом, я уверена, мы похожи. Сечас вы чувствуете голод. Я ощущаю это. Но вы сопротивляетесь. Почему?
- А почему вы заботитесь об этом? - спросил Самнер.
- Голод неприятнее… Мы не требуем, чтобы наша пища соглашалась с нами.
На более глубоком уровне всю вселенную можно рассматривать как одну клетку крови. Рейфы, Репликаторы, Гоаулды - паразиты, намеренные заразить организм. Как и чопорное Викторианское общество, возможно, галактика нуждается в ведении новой крови, чтобы не дать себе застояться.
В эпизоде «Отравленный источник» используется эта идея. Одна цивилизация не хочет сидеть и ждать, пока Рейфы придут и истребят их. Ирония в том, что они сами истребят себя, потому что их наука, хоть и продвинутая по меркам галактики Пегаса, не может сравниться с земным двадцатым веком.
Если вы все еще не убеждены в похожести Рейфов и вампиров, то вспомните, как Шеппард всадил «кол» (пусть и не осиновый) в сердце Хранительницы.
Но и не только это. Мужчины-Рейфы очень похожи на Влада Цепеша. Румынский завоеватель был также беспощаден к врагу.
И все же пока об этой расе известно немного. Будущие сери покажут, какой путь избрали авторы.
Автор: Эд Сам.
Перевод: Игрушка.
Оригинал:
http://www.gateworld.net/articles/columns/sum/wraith01.shtml