МЕЧТА О РОМАНТИЗМЕ
Знаменитого кинофантазера и остроумца Терри ГИЛЛИАМА («Бразилия», «Приключения барона Мюнхгаузена») долгое время преследовали творческие и коммерческие неудачи. Но черная полоса позади – Гиллиам опять в форме. Это доказывает его новая картина «Братья Гримм», вышедшая на экраны наших кинотеатров.«Братья Гримм» - вовсе не биографическая лента, повествующая о жизни немецких собирателей сказок, а фантазия, вариация на тему. Якоб и Вильгельм Гримы (Хил ЛЕДЖЕР и Мэтт ДЕЙМОН) превращаются здесь в обаятельных мошенников, которые в 1812 году путешествуют по оккупированной наполеоновскими войсками Германии, выдавая себя за борцов нечистой силой. С помощь двух безработных актеров они героически «сражаются» с ведьмами и троллями, совершают акты экзорцизма и выманивают деньги у доверчивых крестьян. Но однажды братья оказываются во владениях злобного французского генерала Делатомба (в этой роли - любимый актер Гиллиама - Джонатан ПРАЙС). Генерал посылает их в одну из деревень Южной Германии раскрыть тайну исчезновения там девяти юных девушек. В случае неудачи героев ожидает казнь. А чтобы они не сбежали, генерал приставляет к ним агента тайной полиции и мастера пыточных дел Кавальди (блестящая роль Питера СТОРМАРЕ, фактически укравшего успех у номинальных героев Леджера и Деймона).
К моменту, когда братья Гримм и Кавальди добираются до деревни, пропавших девушек становится уже одиннадцать. Все они исчезли в лесу возле полуразрушенного старинного замка, где когда-то жила местная королева, жестоко тиранившая свой народ. И все факты говорят о том, что этот лес заколдованный…
Короче говоря, братья Гримм становятся в этом фильме героями собственных сказок. Будет здесь и пряничный человечек, и волк-оборотень, и трехсотленяя злая ведьма в исполнении Моники БЕЛУЧЧИ. Но Терри Гиллиам – не Тим Бартон, он не был бы самим собой, если бы удовольствался созданием увлекательного готического триллера с бюджетом в восемьдесят миллионов долларов. Сказки братьев Гримм лишь небольшая часть колоссального явления, известного под названием «романтизм», и Гиллиам, показывая ту эпоху, иронически обыгрывает культурные коды, накопившиеся за два столетия. Его Якоб Гримм, истово верящий в магию и тайны потустороннего мира, мог бы сказать о себе словами классика немецкого романтизма Йоахима фон Арнима: «Мне трудно отличить то, что видят мои глаза, от того, что видит мое воображение». Итальянец Кавальди, выкрикивающий под обломками рухнувшего замка "Маледетто! Маледетто!» («Проклятье!») – это очевидный намек на итальянские готические фильмы 60-х годов. Фамилия французского генерала Делатомба переводится как «из могилы». Наконец, изображение в фильме стилизовано под живопись братства прерафаэлитов, которые, как и немецкие романтики, увлекались Средневековьем и мифологией. (К примеру, в одной из сцен мы увидим буквальное воспроизведение на экране знаменитой картины Джона Миллеса «Офелия».
Все это делает «Братьев Гримм» одни из самых ярких кинособытий сезона. Каждый зритель сможет найти в этом ленте что-то свое: одних привлечет захватывающий сюжет с невероятными приключениями, другие обратят внимание на живописные литературные и кинематографические реминисценции и цитаты, часто весьма ироничные.
Английский художник Эдвард Берн Джонс, чьи работы также послужили источником вдохновения для Гиллиама, говорил: «Картиной я называю красивую романтическую мечту о том, чего никогда не был и никогда не будет, что освещено прекрасным светом и находится в месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, о чем можно только желать». И фильм «Братья Гримм вполне соответствует этой концепции.
Дмитрий КОММ